Одесская область

Территория – 33,3 тыс. кв.км.

Население – 2 млн. 448 тыс. человек

Одесская область расположена на крайнем юго-западе Украины и граничит с Винницкой, Кировоградской, Николаевской областями. По суше и на море граничит с рядом зарубежных стран: Республикой Молдовой, Румынией, Болгарией, Турцией.

Область занимает территорию Северо-западного Причерноморья от устья реки Дуная до Тилигульского лимана (морское побережье в границах области простирается на 300 км), а от моря на север – на 200-250 км. Общая площадь ее составляет 5,5% территории Украины, что почти равняется размерам территории Республики Молдова (33,4 тыс. кв.км).

Главная особенность экономико-географического расположения области – ее приморское и пограничное положение. Широкий выход к Азовско-Черноморскому бассейну и к большим речным магистралям – Дунаю, Днестру, Дону, Днепру – определяет ее преимущества и транспортные возможности

Эффективные водные пути (морские и речные) позволяют расширять экономические связи области с Восточной и Центральной Европой (по Дунаю). Порт Одесса и другие порты области расположены в узле интенсивных морских и речных транспортных международных связей, что определяет его значительный транспортно-распределительный потенциал.


На левобережье нижнего русла Дуная и в долине между Килийским устьем и Днестровским лиманом находятся пресноводные озера Кагул, Ялпуг, Катлабух, Китай и соленые – Сасик, Алибей, Бурнас, Будацкое, Шагани, в восточной части – соленые лиманы Хаджибейский, Куяльницкий, известные своими целебными грязями.

Область относится к зоне интенсивного степного хлебопашества с развитым орошением. Прибрежной частью она относится к рекреационной зоне Северо-Западного Причерноморья, не далеко от больших промышленных регионов.

Северная часть области расположена в лесостепной зоне, а южная – в степной. В почвенном покрове преобладают обычные и южные черноземы. Среднегодовая температура колеблется от +8,2°C на сквере до +10,8°C на юге. Продолжительность вегетационного периода сельскохозяйственных культур от 180 до 210 дней. Среднегодовое количество осадков – от 340 мм на юге области до 460 мм на севере. Природные условия благоприятны для выращивания озимой пшеницы, кукурузы, ячменя, проса, подсолнечника. В северной и центральной зонах можно выращивать сахарную свеклу, в южной – виноград. Эти условия существенно влияют на региональную специализацию, а в совокупности с особенностями сельского расселения – и на территориальную организацию сельскохозяйственного производства.

Определяющая особенность природно-ресурсного потенциала области состоит в наличии огромного и разнообразного рекреационного и курортного потенциалов: благоприятного климата, моря, лечебных грязей и рапы лиманов, песчаных пляжей, минеральных вод, историко-культурных ценностей.

Полезные ископаемые, имеющие на сегодня практический интерес, представленные строительным минеральным сырьем.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Систематическое заселение и хозяйственное освоение территории, на которой расположена Одесская область, началось в начале XIX веке. К середине 30-х годов переселенческое движение носил в основном земледельческий характер, однако, быстрый рост городов и уменьшение свободных резервов государственных земель усилили роль неземледельческого миграционного движения к городам.

Необходимость хозяйственного освоения богатого на агроклиматические ресурсы и выгодно размещенного в экономико-географическом отношении края содействовала тому, что правительство начало раздавать огромные земельные участки также и иностранным поселенцам (немцам, болгарам). Их поселения располагались в приморских районах (настоящие Коминтерновский, Овидиопольский, Беляевский), а также на Измаильщине. Преселенцы создавали целые округа, они получили права "иностранных колонистов" и льготные условия заселения.

В первой половине XIX в. Северно-Западное Причерноморье выполняло функции транзитной территории, через которую проходил на экспорт украинский хлеб. Благодаря своему уникальному экономико-географическому положению Одесса стала главным украинским портом вывоза зерна. Уже в середине XIX века объемы грузооборота превысили соответствующие показатели Петербургского порта.

Чрезвычайно важным фактором, содействовавшим хозяйственному освоению и заселению края, было строительство железных дорог. Этот фактор значительно улучшил транспортно-географическое положение Одессы и вместе с наличием различных видов сельскохозяйственного сырья имел решающее влияние на быстрое развитие обрабатывающей промышленности города. В конце XIX в. в Одессе было почти 500 промышленных предприятий, на которых работало 16 тыс. рабочих. Строились шерстяные фабрики, было налажено производство канатов, развивался рыбный промысел, виноделие, мукомольное производство, сельскохозяйственное машиностроение. Быстрыми темпами развивался морской порт.

Приток рабочей силы имел решающее влияние на возрастание городских поселений и портовых центров. Вдоль торговых трактов возникали небольшие городские поселения, приобретавшие функции местных центров торговли зерном. В них также начинают развиваться различные ремесла, а в некоторых строятся фабрично-заводские предприятия (Балта, Ананьев и пр.). На начало XX в. Одещина характеризовалась сплошным заселением с относительно редкой сетью городских и сельских населенных пунктов.

27 февраля 1932 года была образована Одесская область в составе Украинской ССР. В 1956 году в ее составу вошла территория бывшей Измаилской области.

На сегодняшний день в области насчитывается 26 сельских районов, 18 городов (3,9% городов Украины), в т.ч. 6 – областного подчинения, 12 – районного; 33 поселка городского типа; 1143 сельских населенных пунктов.

Историко-географические особенности заселения территории области предопределили формирование здесь районов с компактным проживанием ряда национальных групп – болгар, молдаван, гагаузов.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Одесская область – высокоразвитый индустриальный регион государства, промышленность которого играет значительную роль в структуре народнохозяйственного комплекса Украины. На ее территории расположены предприятия машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической, пищевой и легкой промышленности, других отраслей.

Среди межотраслевых образований особое место занимает машиностроительный комплекс. В машиностроительном производстве наиболее развита станкостроительная область. Она представлена предприятиями по производству металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования.

Среди четырех заводов, выпускающих металлорежущие станки, выделяется ОАО "Одесский завод радиально-сверлильных станков" – единственное в Украине предприятие, выпускающее алмазно-разточные, координатно-розточные, хонинговальные и радиально-сверлильные станки текущим методом.

Единственное на юге Украины предприятие-производитель литье черных и цветных металлов для машиностроения – Одесский завод "Центролит". Это самый большой в Южном регионе производитель черных металлов. Вместе со сталеплавильными цехами машиностроительных предприятий завод "Центролит" представляет металлургическую базу машиностроения Одесской области. ЗАО "Стальметиз" вырабатывает метизы, стальной низкоуглеродный провод, стальные канаты, сварочные электроды и пр.

К предприятиям строительно-дорожного машиностроения относятся ОАО Холдинговая компания "Краян", выпускающая краны на пневмоколесном ходу, ОАО "Завод СОМ" и АП ОВО "Стройгидравлика", вырабатывающие гидроприводы для строительных машин (кранов, грейдеров, бульдозеров, экскаваторов), гидронасосы, пневмопробойные приборы, мозаично-шлифовальные машины.

Единственное в стране предприятие, выпускающее шахтные лебедки для угольной и горнодобывающей промышленности, редукторы для башенных кранов и лифтов – ОАО "Одесский машиностроительный завод "Красная Гвардия".

ОАО "Кислородмаш" осуществляет производство кислородного оборудования для газо-огневой обработки металла, кислородных установок и оборудования (компрессоров). Криогенное оборудование и компрессоры к бытовым и производственным холодильным установкам производят арендное научно-производственное объединение "Одессхолод" и ОАО "Машиностроительное производственное объединение "Орион".

Оборудование для мукомольной, хлебопекарной и молочной промышленности – главная продукция народного предприятия "Продмаш" и ОАО "Одмез".

Уникальные светокопировальные машины выпускает ОАО "Одесский завод "Полиграфмаш". ОАО "Одессельмаш" производит тракторные плуга, машины и бороны для обработки почвы, садов и виноградников.

Определенное развития в области приобрело автомобилестроение и производство оснастки для автомобилей и тракторов (ЗАО "Одаз", ОАО "Одесский завод поршневых колец").

К приборостроительным предприятиям относятся открытые акционерные общества "Электронмаш", "Точмаш", завод "Кинап", "Одесскабель".

Достаточно широко представлены ремонтные производства машиностроительного комплекса: заводы по ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования (в Одессе, Измаиле, Болграде, Котовске); станкоремонтные заводы (ст. Борщи, города Балта, Одесса); заводы по ремонту бытовой техники и оборудования для легкой и пищевой промышленности (Одесса); заводы по производству металлической арматуры и оборудования для строительства (Одесса, Белгород-Днестровский); скобяные изделия, металлическая тара и упаковочные крышки, литье и пр. (Измаил, Одесса, Арциз).

Ведущее место в структуре товарной продукции принадлежит пищевой промышленности. В составе пищевых отраслей области выделяются сахарная, масложировая, плодоовощеконсервная, гидролизно-агарная, винодельческая, чайная отрасли и производство пищевых концентратов.

Важную роль во внутриобластном производственном комплексе и в экспортно-импортных связях играют мясная, молочно-консервная, ликероводочная, кондитерская, пивобезалкогольная и табачная отрасли.

В структуре промышленного производства области значительная роль отведена легкой промышленности. Среди самых важных отраслей – производство технических (в основном джутовых) тканей, швейных изделий (в основном верхней женской одежды). Вспомогательное значение имеют хлопчатобумажная, шерстяная, кожевенная и меховая промышленности, для обувной и трикотажной характерны функции по обслуживанию местного населения.

В области представленные агрегованые отрасли медицинской промышленности: производство фармацевтических изделий и препаратов (Одесса); медицинской техники (Одесса, Белгород-Днестровский); медизделий из пластмасс (Одесса, Белгород-Днестровский). ОАО "Импульс" выпускает ветеринарные инструменты и оборудование.

Предприятия химической и нефтехимической отрасли вырабатывают минеральные удобрения (Одесский припортовый завод, г. Южный), лакокрасочные изделия (Одесса), продукцию бытовой химии и пластмассовых изделий (Одесса), резинотехнические изделия (Одесса). В области также изготовляют целлюлозу и картон (Измаил), мебель (Одесса, Балта, Котовск), деревянные и строительные детали (Одесса).

Среди предприятий промышленности стройматериалов ведущее место занимают предприятия по производству кирпича, цемента, природных стеновых материалов, железобетонных изделий и конструкций. Эти производства базируются на местных сырьевых ресурсах. Среди них выделяются ЗАО "Одесский цементный завод", ЗАО "Пик" и ОАО "Алексеевское заводоуправление стройматериалов" (стеновые известняковые блоки), ОАО "Белгород-Днестровский экспериментальный завод ноздреватых бетонов и изделий", ОАО "Одесский керамзитный завод", ОАО "Ильичовский завод железобетонных конструкций", ОАО "Арцизкий завод железобетонных изделий" и др. Некоторые предприятия, непосредственно не связанные с местной минерально-ресурсной базой (линолеумный завод "Большевик" и ОАО "Комбинат кровельных материалов"), играют важную роль на межрегиональном уровне в пределах Украины.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Сельское хозяйство – вторая по объемам производства и занятости трудовых ресурсов отрасль материального производства.

Практически все продуктивные угодья закреплены за землепользователями, работающими в сельскохозяйственном производстве.

Основное направление производственной сельскохозяйственной специализации области – зерно-скотоводческое с развитым производством подсолнечника, винограда, птицеводством и свиноводством.

ТРАНСПОРТНО-КОМУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Одесская область имеет разветвленную сеть автомобильных дорог, которые связывают областной центр (Одессу) с районными и рядом населенных пунктов области и другими регионами Украины.

Морской и речной транспорт организационно представляют Государственная судоходная компания "Черноморское морское пароходство" (ГСК ЧМП), Украинское Дунайское пароходство, государственные судоходные компании "Укрферри" и "Укртанкер", восемь морских портов: Одесса, Южный, Ильичевск, Белгород-Днестровский, Измаил, Рени, Усть-Дунайск, Ильичевский рыбный порт.

До 1991 года Черноморское морское пароходство включало судоходную компанию, морские порты и судоремонтные заводы. Вследствие реструктуризации системы морского транспорта, порты и судоремонтные заводы отделены в полностью самостоятельные субъекты хозяйствования. Морские судоходные компании стали выполнять практически только функции перевозчиков грузов и пассажиров.

Государственная судоходная компания "Черноморское морское пароходство" и акционерное общество "Украинское Дунайское пароходство" при наличии материально-технической базы и объема выполняемой транспортной работы продолжают оставаться ведущими среди судоходных компаний Украины.

Морские порты являются предприятиями государственной собственности, входят в состав Минтранса Украины и административно подчинены Государственному департаменту морского и речного транспорта Украины.

Самыми большими являются Одесский, Илличевский порты, а также порт Южный, которые перерабатывают около 51 млн. т грузов.

Одесский порт имеет 37 причалов общей длиной 4,2 км и принимает судна с осадкой 11,5 м, а также нефтегавань, которая может перерабатывать 12 млн. т нефтепродуктов за год.

Іллічівський порт имеет 27 причалов длиной 4,1 км и принимает судна с осадкой до 13 метров.

Порт Южный имеет 8 причалов длиной 2,1 км и принимает судна с осадкой до 13 метров.

Порт Белгород-Днестровский имеет 8 грузовых причалов длиной 1,1 км. Через малые глубины порт может принимать суда дедвейтом до 5 тыс. т.

Дунайские порты Измаиловский, Ренийский и Усть-Дунайский, перерабатывающие ежегодно около 7 млн. т грузов, имеют 50 причалов длиной почти 5 км и могут принимать судна с осадкой до 6 метров.

В состав морехозяйственного комплекса области входят также 5 судоремонтных заводов: Одесский – "Украина", Одесское АО "СРЗ", Илличевский, Измаиловский и Килийский.

Железнодорожный транспортный комплекс включает Одесское государственное предприятие по перевозке грузов и пассажиров Одесской железной дороги и Одесское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Эксплуатационная длина магистрального железнодорожного пути в границах области составляет 1,1 тыс. км, из которых 300 км электрифицированные.

Среди технических средств используются станции разнообразной модификации: декадношаговые, координатные, электронные, квазиэлектронные, цифровые.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Одесская область – единственная в Украине, которая входит в Ассамблею Европейских регионов и Рабочего Содружества Придунайских государств. Активное участие в работе комитетов, комиссий и секций этих фундаций содействовало созданию положительного имиджа области среди европейских партнеров, ей вне очереди было предоставлено право председательствовать в Рабочем Содружестве Придунайских государств в 1996-1997 годах. Это позволяет более активно развивать сотрудничество со странами Дунайского региона и принимать участие в международных программах, финансируемых европейскими государствами, вносить предложения в Совет Европы и другие международные организации.

В последние годы объемы внешней торговли области (в частности, экспорта) возрастали преимущественно благодаря отдельным предприятиям (нефтеперерабатывающий завод, припортовый завод, порты области) и в большинстве своем экстенсивными путями. Ведь много предприятий области (частных, совместных), пользуясь близостью к самым важным транспортным узлам, играли роль посредников между предприятиями других регионов Украины и иностранных фирм (в особенности это касается экспорта черных металлов и изделий из них, нефти и нефтепродуктов, зерновых культур). Именно поэтому значительное уменьшение объемов транзита нефти через Одесский порт, переориентация поставок нефтепродуктов, вырабатываемых АО “Лукойл-Одесский НПЗ” с экспорта на внутренний рынок, уменьшение объемов сбора зерновых и их дефицит на внутреннем рынке (при том, что внутренняя цена превышает цену на внешних рынках) привело к уменьшению объемов экспорта товаров и услуг предприятиями области.